Как организовать тимбилдинг?

Как организовать тимбилдинг?

В последние несколько лет летние командообразующие мероприятия набирают всё большую популярность. Однако, несмотря на всё большее количество, казалось бы, опытных компаний-организаторов, эти мероприятия всё чаще превращаются в обычное проведение досуга. С тратой бюджета Компании-Клиента, разумеется.

В этом обзоре мы постарались собрать максимум информации с пользой для Заказчика мероприятия.

Дорогие Клиенты! Пожалуйста, выбирая организатора своего мероприятия и доверяя ему свой ГЛАВНЫЙ ресурс (разумеется, мы имеем ввиду персонал), держите руку на пульсе.

Итак, что может погубить Ваше воодушевленное решение организовать тимбилдинг?

1. Отсутствие целей

Любое мероприятие АПРИОРИ должно иметь ЦЕЛЬ. Иначе ЗАЧЕМ его вообще проводить? Просто потому что так принято? Чтобы потратить Х бюджета Компании? Для чего?

Вашей целью может быть сплочение команды, повышение лояльности к Компании, составление психологических портретов сотрудников, выяснение сильных и слабых качеств каждого сотрудника, знакомство с новичками, и даже снятие “массового” психологического напряжения/недовольства после серьезной нагрузки. Вариантов много.

Однако важный момент: главная цель должна быть ОДНА. Нельзя распаляться. Иначе в попытке сделать всё эффективность Вашего мероприятия будет стремиться к нулю. Безусловно, в процессе, по пути, могут достигаться и второстепенные цели, но ресурсы должны расходоваться на ОДНУ, основополагающую цель.

Важно не только правильно поставить себе цель, но и донести ее до всех организаторов и участников. Чтобы способствовать эффективной работе, организатор должен открыто заявлять о своих ожиданиях от работы участников команды, поддерживать, помогать и поощрять их за достижения.

2. Отсутствие диагностики

Итак, Вы сформулировали цель проведения мероприятия. А каковы средства достижения цели? Иными словами, КАК Вы будете проводить мероприятие? Где? Каков состав программы? Какова насыщенность? Неправильный ответ на любой из этих вопросов может погубить Ваше мероприятие.

Почему именно веревочные курсы? Почему не квест? А может вообще интеллектуальная программа с минимумом физической нагрузки? А может и не интеллектуальная вовсе, и правильнее всего посвятить день поеданию шашлыков где-нибудь в живописном Подмосковье, просто общаясь друг с другом?

Проведение диагностики позволит Вам избежать этих и других ошибок.

Ведь коллектив – это сложная машина, где каждая деталь должна уметь выполнять свои функции и быть на своём месте.

3. Отсутствие алгоритма

Если в Вашем тимбилдинге используются конкурсы, то они точно должны соответствовать целям мероприятия и отношениям внутри коллектива. Ни в коем случае нельзя включать что-то в состав программы просто потому что “ну этого у нас еще не было” или “ой, а вот мне Алена рассказывала, у них такое было и это было здорово”.

У Вас есть ВАШ коллектив. И есть ВАШИ цели.

И программа должна наполняться четко по алгоритму – нам нужен соревновательный компонент или наоборот, объединяющий? Нам нужны задачи на логику или на скорость? Мы хотим проверить самостоятельность или наоборот, готовность помогать “ближнему”?

Слишком серьезные соревнования могут разрушить атмосферу внутри коллектива, а слишком “невыполнимые” (не по “профилю”) задачи лишь спровоцируют утрату веры в себя и в команду.

Иногда бывает крайне эффективно поменять местами “ступени” карьерной лестницы, попросив, например, топов компании обслуживать средний менеджмент. А иногда такой же ход может стать роковой ошибкой.

Иными словами – организаторы Вашего мероприятия должны четко понимать причинно-следственные связи между целью мероприятия и наполнением программы.

4. Невнимательность к мотивации

Задумывались ли Вы о том, насколько хочется Вашим сотрудникам участвовать в Вашем мероприятии? Чего они ожидают от этого мероприятия?

Тимбилдинг ни в коем случае нельзя навязывать как обязательное к посещению мероприятие. Выбранное ивент-агентство должно предложить Вам такой способ мотивирования сотрудников, при котором никто не захочет остаться “в стороне”.

Советуем провести косвенные опросы, сделать выводы и скорректировать разработанную программу. НО! Лишь скорректировать. Вектор должен остаться прежним. Мы ведь с Вами хотим достигнуть цели, а не “угодить” кому-то?

5. Выпадание лидеров

Всем нам знакома картина, когда на мероприятии появляется целый зал/шатер, куда посторонним проход воспрещен. Да-да – именно оттуда «свысока» за происходящим наблюдает топ-менеджмент.

Возможно, сейчас мы Вас шокируем, но в большинстве случаев в этой ситуации нет ничего страшного. Не нужно тянуть президента компании за рукав с криком «Вы тоже должны спрыгнуть с этого батута, мы же одна команда!». Если даже Вы хотите сделать это с какой-то целью, — уверяем Вас, любое достойное ивент-агентство найдет иной способ достичь ту же цель.

Однако крайне важно, чтобы самый почитаемый из «vip-персон» уделил всей команде 5-10 минут своего времени, вложив в свою приветственную/заключительную речь одобрение, поощрение, благодарность за работу.

6. Боязнь конфликтов

Безусловно, эффективно проведенное мероприятие должно оставлять после себя только положительные воспоминания и возможно пищу для “саморефлексии”, никаких отрицательных эмоций.

Но не ждите, что во время мероприятия не будет конфликтов. Как кто-то верно подметил, решаемые конфликты – это показатель сплоченности команды. Через конфликты мы лучше узнаем сильные и слабые стороны сотрудников, понимаем “грани” и “принципы” каждого.

Самое важное – не пускать конфликты “на самотек”. Поэтому в каждой команде/группе всегда должен быть координатор или модератор, который тщательно следит за происходящим и направляет стороны к правильным решениям.

Важно – этот человек не должен быть ни на чьей стороне.

7. Точечное вмешательство

Немногие поспорят с тем, что правильный тимбилдинг – очень эффективный инструмент HR-специалиста. Безусловно, командооразование помогает сплотить людей, решить конфликты, наладить отношения, поощрить кого-то и так далее.

НО! Не стоит думать, что 2 стандартных мероприятия в год (тимбилдинг летом и корпоратив на новый год) — это панацея от всех бед.

Тимбилдинг – это лишь точечное вмешательство. Устраивая его, Вы должны четко понимать, какие действия Вы будете предпринимать после него, и как он помог Вам в Вашем стратегическом плане работы с персоналом.

Не говоря уже о том, что если в компании «приветствуется» чрезмерная загрузка сотрудников работой, неуважительное отношение, низкая материальная и несущественная нематериальная мотивация и т.д. – никакие командообразования ситуацию не исправят. В этом случае лучше уделить свои силы и время на решение этих внутренних проблем. Выстаивание отношений с сотрудниками – процесс долгий и кропотливый.

Тимбилдинг – это лишь ОДИН из инструментов, коих в арсенале HR-менеджера огромное количество.